Философские размышления о дверях

Философские размышления о дверях

В философском смысле дверь весьма удивительный предмет бытия, окружённый многозначными пространствами преддверия и задверия, границей между ними (порогом) и загадками около дверных сакральных смыслов, лежащих в материальных, идеальных и экзистенциальных формах бытия.

Поэтому дверь, как в далёком прошлом, так и в настоящем является интереснейшим объектом философского исследования. Дверь, например, входная, может рассказать о хозяине жилища значительно больше, чем он сам о себе. Стоит внимательно посмотреть на дверь и вся жизненная философия, образ жизни хозяев предстанет перед вами, как на ладони.

Глубже и философичнее об этом говорил Вильям Блейк: «Если двери восприятия очистить, всё сущее явится человеку таким, какое оно есть, — бесконечным». Жилище человека — важный показатель культуры народа. Устройство жилища, его конструктивные элементы и убранство помещений впитывает характер этноса и общий уровень цивилизации.

Жилой дом — это своеобразная модель мира, окружающего этнос и его духовной деятельности, связанной с выработкой взглядов на мир, на место в нём человека. Иначе говоря, дом, его конструкция и убранство являются материальным воплощением жизненной философии обитателей конкретного жилища.

Издревле место под строительство дома тщательно выбиралось. Также тщательно продумывалась планировка дома, выбирались строительные материалы соответствующие климатическим условиям. Все конструктивные элементы дома: стены, перекрытия, пол, окна и двери выбирались с учётом народных верований, обрядов и, конечно, утилитарного их назначения.

Особое внимание уделялось окнам и дверям. Считалось, что они уязвимы более других элементов жилища. В частности дверь всегда выступала, как объект охранительной магии. Предусматривалось много видов защиты. Кроме того, большое внимание уделялось дверям потому, что преддверие, дверь и задверие — это целый мир с достаточной полнотой и единством всех видов реальности: объективной, физической, субъективной, социальной и виртуальной.

Философское восприятие указанных пространств, границы между ними и разнообразных форм бытия определяет мировоззрение людей, отношение их к издревле важным сферам жизнедеятельности. Мировоззрение – необходимая часть внутреннего мира каждого человека.

Многообразные знания, мысли, образы, чувства, стремления соединяются в обобщённой картине окружающей действительности, представляются как хаотичное или системное, верное или придуманное восприятие людьми всего окружающего мира в целом, либо отдельных его частей; как виденье человека самого себя в этом мире и своего места в нём, как память о прошлом, осознание настоящего и предположение будущего.

Около дверной мир через мировоззрение, выраженное в обыденных проявлениях, в повседневных формах, несёт в себе «память предков», жизненный опыт, традиции, веру, множество предрассудков и проявлений фетишизма и магии. Фетишизм наделяет волшебными свойствами различные вещи и явления. Магия формирует веру в способность человека, при помощи разных ритуальных действий влиять на силы природы, других людей и животных, а может даже и на самих богов и духов.

На первый взгляд, дверь кажется простым проёмом в стене для входа и выхода из помещения, а также створ, закрывающий этот проём. В тоже время дверь символизирует границу между пространствами (внутренним и внешним) и возможность перехода через эту границу в случае открывания дверного проёма или не перехода при его закрывании.

То есть, утилитарное назначение двери состоит в соблюдении или преодолении границы между двумя пространствами: того, что находится перед дверью и того, что находится после двери. Открытая дверь делает возможным общение с внешним миром, а закрытая дверь защищает от него.

Таким образом, дверь является феноменальным конструктивным элементом, с помощью которого осуществляется переход границы между внешним и внутренним миром двух пространств. Отпирая и запирая границу, дверь двояким образом связывает пространства вещей. Открытая дверь открывает доступ к другим вещам, закрытая охраняет вещи от посягательств. В этом состоит уникальное, преимущественное положение двери в системе вещей.

При этом дверь в любом положении (открыта или закрыта) входит в структуру границы, имеющей характер наличного. Все границы являются наличными. Особенность двери в том, что она выступает, как подвижный фрагмент границы. Если открытая дверь делает границу частично дискретной, фрагментарной, то закрытая дверь опять границу восстанавливает. О чём говорит дверь, как подвижный элемент границы?

О том, что дверь сочленяет раздельное. В отношении границы дверь сочленяет пространство пограничья и пространство заграничья. В отношении самой двери можно сказать, что дверь сочленяет территории преддверия и задверия. С точки зрения онтологии, изучающей структуру и свойства бытия, рассмотрим более подробно структурно связанные с дверью территории: преддверие и задверие.

Преддверие, как особая территория реального пространства осознаётся нашим пребыванием перед дверью. Это место сущего, которое отлично от потустороннего задверия. Территория преддверия осваивается человеком относительно успешно, с пониманием главных её характеристик.

То же, что скрывается за дверью, представляется нам не всегда определённым, а иногда и таинственным. Даже в повседневной обыденности мы не всегда знаем, что нас ожидает за дверью. И лишь переступив порог, узнаём, что нам предлагает территория задверия. В преддверии возникает страстное желание окунуться в загадочный мир задверия порой ассоциирующийся с чем-то потусторонним. Преддверие — это место приготовления к проникновению в задверие.

Это место, где нас одолевает любопытство и тяга в другой мир. В тоже время именно здесь мы останавливаемся и задумываемся, иногда, боясь шагнуть в неизвестное. Причин у этой остановки может быть очень много. Например, поиск ключа, сомнение в необходимости пересечь границу порога. Для пересечения этой границы часто нужны права, которые получают и берут сами.

Преодолевая порог, мы вступаем тем самым в правовое поле. Где мы можем объявиться носителями вины. О чём нам недвусмысленно может напомнить замок, лай собаки, звонок, охранник. Тем самым преддверие можно назвать территорией желаний и запретов, которые можно реализовать и преодолеть, шагнув через порог двери. А перешагивание становится актом нарушения границы, её своеобразной дискредитацией.

Когда мы оказываемся за дверью, то вопрос: а что же за дверью? — находит своё разрешение. И часто ответ очень простой: а ничего, кроме самой двери. Да, самой двери, только с другой стороны. Дверь лишь ограничивает доступ в задверие, и тем самым объявляет территорию задверия зоной чего-то сокрытого и оберегаемого.

Сокрытое — это то, что мы сами хотим скрыть. И это ещё называют интимным, приватным, личным, частным. А то, что и без нашего желания является сокрытым, называют — священным. И то и другое объявлено людьми оберегаемым. Таким образом, задверный мир предстаёт перед нами в двух формах: приватного и сакрального. А дверь как таковая разделяет территории. В случае домашней двери — личного и публичного пространства. В случае церковной двери — обыденного и сокрального пространства.

Перешагнув домашний порог, мы покидаем мир частного покоя и попадаем в шумный проблемный публичный мир. Выйдя из церкви, мы покинули сакральный мир, но попали в тот же шумный публичный мир, только с другого входа. Основная функция домовой двери заключается в охранении частной территории, защите прав хозяев территории и их собственности.

Отсюда вторжение в частную жизнь квалифицируется, максимум, как преступление, и минимум, как скандальное нарушение границы приватной территории. Скандалисту могут указать на дверь. Скандалящий может хлопнуть дверью, понимая, что в задверии он не желанный гость. С преступниками обходятся ещё строже: кого-то наказывают в административном порядке, кого-то в уголовном.

Действие обратное хлопанью дверью является пинок в дверь при её открытии. Это две формы бесцеремонного вторжения, с разнонаправленными векторами движения. Бесцеремонное вторжение выказывает пренебрежительное отношение к хозяевам задверия, к их образу жизни и фактически является агрессией против них.

Агрессия, против двери и хозяев задверной территории, может осуществляться в лёгкой и тяжелой форме. Самым лёгким актом насилия над дверью следует назвать стук в дверь. Самым тяжёлым является несанкционированный наглый взлом двери и бесцеремонное вторжение в задверное пространство.

Восстановление нарушенной границы двери. В мягком случае нарушителю границы указывают на дверь. В каком-то случае физически насильно выставляют нарушителя за дверь в то преддверие откуда он появился. В особых случаях выдворение осуществляется с помощью специальных правоохранительных служб. Конечно, с применением соответствующих юридических норм, и с соответствующими последствиями для нарушителя.

Что касается нарушения границы сакральной территории, то есть святой или священной, то дверь с порогом здесь не является препятствием для проникновения. Она всегда открыта. То есть всегда есть возможность обратиться к сокрытому в сфере сакрального. Иначе говоря, получить доступ к святому откровению.

Вторжение на сакральную территорию при открытой двери с целью поругания незащищённого сакрального пространства является кощунственным актом агрессии и насилия не только над служителями данной территории, но и над теми, кто приходит в открытую дверь для поиска душевного покоя и получения святого откровения.

Агрессивным вторжением на сакральную территорию можно назвать и бесцеремонное вторжение в духовный мир человека, через пропаганду антисакральных воззрений и высмеивание духовных норм людей, которые приобщаются к святому откровению на сакральной территории. Дверь или церковные врата охраняют и берегут, пока мы сами в этом участвуем. Дверь участливо открывается перед человеком или захлопывается в зависимости от нашего мировоззрения и участия в бытии.

Открывая сайт с перечнем продавцов дверей, вы вступаете на своеобразную территорию «преддверия». Здесь вы задумываетесь: что же выбрать? Открывая сайт конкретного продавца, вы пытаетесь войти в «дверь» мира дверей. Сделав заказ, вы входите через «дверь» в другой мир, в мир «задверия», то есть на территорию зачастую непознанного, но желаемого.

Фактически всю свою жизнь мы стоим перед проблемой выбора в том или ином вопросе. Не всегда это бывает лёгкое решение, но всегда оказываемся на границе, которую открывает или закрывает некая «дверь». Но мы неизбежно преодолеваем границу «преддверия» и «задверия» проблемной территории, поскольку это есть жизнь.

doorsme

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.